"Осторожно, двери закрываются!" - так вы можете начать экскурсию по стокгольмскому метрополитену, в которой вы будете экскурсоводом сами для себя. Билетом на экскурсию послужит проездной билет на метро, а маршрут будет зависит только от вас. Все очень просто: садитесь в любой поезд и катайтесь, наблюдая через окно за сменяющими друг друга станциями, а если станция приглянется - выходите, чтобы лучше ее осмотреть. А посмотреть в стокгольмской подземке и вправду есть на что! Недаром метрополитен Стокгольма называют самой длинной художественной галереей в мире. И такое название появилось не только из-за дизайнерского оформления отдельных станций, множества настенных рисунков, мозаик и скульптур. В стокгольмской подземке, действительно, проходят выставки художников, а увидеть можно не только картины, но и даже разные инсталляции.
Выставка детских рисунков на станции Tensta
Стокгольмское метро было открыто в 1950 году. До появления метрополитена в Стокгольме действовала транспортная система подземных скоростных трамваев, которую и модернизировали до линий метро. Сегодня подземка Стокгольма состоит из трех разветвляющихся линий - зеленой, красной и синей. Все три ветки пересекаются на станции T-Centralen.
Станция T-Centralen
Название станции говорит само за себя. Но это не только главная станция метрополитена, T-Centralen - это еще и центр транспортной системы Стокгольма, всей Швеции и даже Скандинавии. Здесь рядом расположились центральный железнодорожный вокзал (Central Station) и центральный автовокзал (City Terminalen). Именно отсюда можно начать путешествие до любого уголка Швеции или Скандинавии.
Но все же вернемся к путешествию по метро. А путешествие это окажется очень комфортным.
Вагон нового поезда
Движение поездов плавное, разгон и торможение без рывков. Благодаря хорошей звукоизоляции в вагонах практически нет шума от движения поезда. Большинство станций оснащены лифтом для инвалидов и для детских колясок. Поезда прибывают и отправляются вовремя по расписанию. А пассажиров по сравнению с московским метро заметно меньше.
Вагон старого поезда
Схема линий стокгольмского метрополитена
(Нажмите на схему, чтобы увеличить ее)
Для посещения всех станций стокгольмского метрополитена потребуется много свободного времени, поэтому лучше посмотреть несколько наиболее красивых и необычных станций. А самой красивой веткой метрополитена считается синяя. Станции этой ветки прорубались в горной породе, поэтому они имеют характерные рельефные стены и потолки. Эти станции похожи на большие пещеры в скалах. Но не стоит обделять вниманием станции красной и самой старой - зеленой ветки стокгольмской подземки - там тоже есть на что посмотреть!
Несколько интересных станций:
Akalla, синяя ветка
Akalla - конечная станция синей ветки Т11 стокгольмского метрополитена. Открыта в 1977 году. Название станции совпадает с названием района Akalla, в котором она находится. Станция оформлена как пещера с яркими желтыми стенами, в которых выполнены вставки с большими керамическими мозаиками.
Husby, синяя ветка
Husby - станция синей ветки Т11 стокгольмского метрополитена. Открыта в 1977 году. Название станции совпадает с названием района Husby, в котором она находится. Станция оформлена в желто-белых тонах. Вдоль платформы тянутся рисунки озер, кораблей и березовых рощ.
Hallonbergen, синяя ветка
Hallonbergen - станция синей ветки Т11 стокгольмского метрополитена. Открыта в 1975 году. Название станции совпадает с названием района Hallonbergen, в котором она находится. Станция оформлена в стиле детских рисунков.
Solna centrum, синяя ветка
Solna centrum - станция синей ветки Т11 стокгольмского метрополитена. Открыта в 1975 году. Это одна из самых живописных станций стокгольмской подземки. Solna centrum оформлена как пещера с красно-зелеными стенами, на которых выполнено множество красивых рисунков на тему взаимодействия цивилизации и природы. А в нише одной из стен можно увидеть большого лося.
Kungstradgarden, синяя ветка
Kungstradgarden - конечная станция синей ветки стокгольмского метрополитена. Открыта в 1977 году. Kungstradgarden переводится со шведского языка как "королевский сад". Такое название неслучайно - станция, действительно, расположена рядом с королевским садом. "Королевским" можно назвать и оформление станции: множество барельефов, античных статуй и даже небольшой фонтан.
Ostermalmstorg, красная ветка
Ostermalmstorg - станция красной ветки стокгольмского метрополитена. Открыта в 1965 году. Находится в районе Ostermalm. Стены станции украшены абстрактными рисунками.
Stadion, красная ветка
Stadion - станция красной ветки Т14 стокгольмского метрополитена. Открыта в 1973 году. Находится в районе Ostermalm рядом с Олимпийским стадионом. Stadion выделяется среди остальных станций стокгольмского метрополитена своим ярким цветастым оформлением.
Universitetet, красная ветка
Universitetet - станция красной ветки Т14 стокгольмского метрополитена, "однофамилица" московской станции Университет. Открыта в 1975 году. Находится в студенческом городке Стокгольма. Оформление станции соответствует названию и расположению.
Интересные факты о стокгольмском метрополитене:
- Стокгольмский метрополитен на шведском языке - Stockholms tunnelbana. Поэтому вход в метро обозначается буквой "Т", а не привычной для нас "М".
- Подземка Стокгольма включает в себя ровно 100 станций.
- Стокгольмский метрополитен - это единственная система метро в Швеции.
- Название "подземка" для метро Стокгольма достаточно условное: из 100 существующих станций только 47 находятся под землей.
- Движение на линиях метро левостороннее, так как метро было открыто до перехода Швеции на правостороннее движение.
- Все вагоны поездов стокгольмского метрополитена имеют свои собственные уникальные имена. Имя вагона написано над дверью машиниста. Таким образом, по тоннелям стокгольмской подземки катаются вагоны, названные в честь шведских королей, участников ABBA и других известных шведов. Но есть и совсем русские вагоны, например, Ivan и Ludmila.
Вагоны Melker и Mamma
Немного мистики: заброшенная станция и поезд-призрак
Оказывается, на перегоне между остановками Hallonbergen и Kista синей ветки есть еще одна станция Kymlinge, которая не обозначена на карте метрополитена. Станция строилась в конце 1970-х годов как и другие станции этой ветки. Но Kymlinge выделяется из всех станций своей необычной архитектурной особенностью: половина перрона станции находится в туннеле, а вторая половина - под открытым небом. Сама станция расположена посреди большого паркового массива. Вокруг должен был вырасти район офисов. Но затем планы градостроительства изменились: зеленую зону решили сохранить, а станция оказалась ненужной. И теперь недостроенная и заброшенная станция посреди леса выглядит как станция-призрак, а поезда на ней никогда не останавливаются.
И только один поезд делает остановку на Kymlinge - серебряный поезд-призрак. Трудно найти пассажиров стокгольмского метро, видевших этот необычный поезд. Но зато почти каждый горожанин поведает вам пару страшных историй про поезд-призрак.
Рассказывают, что около полуночи поезд, сверкая, проносится мимо станций на огромной скорости. А иногда он останавливается и забирает незнающих о призраке пассажиров, которые потом пропадают навсегда. При этом серебряный поезд по описаниям всегда пустой, или в вагонах сидят лишь несколько странных и загадочных пассажиров.
Говорят, что поезд перевозит души умерших людей в другой мир, а Kymlinge - это портал, связывающий наши миры. Из этой гипотезы и появилась поговорка "Bara de döda stiger av i Kymlinge", которая переводится со шведского языка как "Только мертвые выходят на Kymlinge". Но все эти истории - лишь выдумки, или, как говорят, "городская легенда". А все слухи объясняются очень просто. Среди поездов стокгольмского метрополитена, действительно, есть серебряный поезд.
Этот поезд (серебряная модель С5) был выпущен в середине 1960-х годов как тестовая модель. Визуально поезд сразу выделяется среди существующих поездов своим алюминиевым окрасом. В массовое производство модель С5 так и не попала, а уникальный поезд используется как резервный и для технического обслуживания метрополитена, поэтому пассажиры редко видят этот состав. Этим же можно объяснить то, что поезд не делает остановки на станциях, а проносится мимо. Сверкание и мерцание поезда объясняется необычным окрасом: этот интересный эффект возникает на открытых станциях в сумерках при попадании света на поверхность вагонов. Все просто, и нет никакой мистики. Но все же лучше катайтесь в обычных поездах.
Все фотографии из шведской подземки смотрите в альбоме Метрополитен Стокгольма.
Другие достопримечательности и интересные места Стокгольма:
Мальчик, смотрящий на луну
|